конвенционализм


конвенционализм
        КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — соглашение) — направление в философии науки, согласно которому принятие определенных суждений, выражающих то или иное решение эмпирических проблем в рамках научных теорий, вытекает из ранее принятых понятийных (терминологических) соглашений. К самим этим соглашениям не применяются эмпирические критерии истинности; они обусловлены соображениями удобства, простоты, эстетического совершенства и др.
        Основателем К. принято считать А. Пуанкаре. Извлекая урок из опыта применения аксиоматического метода к ряду математических дисциплин (в первую очередь, для развития неевклидовых геометрий), он сделал вывод о том, что аксиомы суть продукты соглашений, не имеющие опытного происхождения; выбор той или иной аксиоматической системы обусловлен соображениями удобства и продуктивности математического доказательства. Эта идея была распространена на сферу физических теорий (прежде всего, на классическую механику, термодинамику, электродинамику). Заострив идею выбора оснований научных теорий в полемике с наивно-реалистическими интерпретациями научного знания, Пуанкаре дал толчок субъективистским и волюнтаристским спекуляциям вокруг методологической идеи научных конвенций как важнейшего инструмента исследовательской деятельности ученых. Сам Пуанкаре не считал научные конвенции делом субъективного произвола: если, основываясь на принятых соглашениях, ученые добиваются успеха в научных открытиях, описаниях и объяснениях, это служит доказательством верности избранного пути. Научные конвенции должны быть непротиворечивыми, в некоторых фундаментальных математических теориях (напр., в арифметике) они ориентированы на самоочевидность.
        «Логические позитивисты» распространили идеи К. и на логику. Карнап сформулировал так называемый «принцип терпимости», согласно которому выбор логических средств любой естественнонаучной теории не детерминирован; обязательно лишь явное указание синтаксических правил построения той или иной логической системы. Эта идея была подвергнута уточнениям и ограничениям: выбор логики не может быть абсолютно произвольным, предпочтение должно отдаваться тем логическим системам, которые наиболее эффективны в той или иной области научных рассуждений. Айдукевич предложил обобщенный, или «радикальный», вариант методологического К. Согласно этому варианту, конвенционален выбор всей системы (включающей собственно понятийный аппарат научной теории, ее логику и математику), при помощи которой интерпретируются данные опыта и строится «картина мира». Другую смысловую нагрузку имеет К. в понимании Поппера. Его суть в том, что конвенции охватывают некоторое множество «базисных предложений» опыта, фигурирующих как основания для опровержений эмпирических гипотез.
        Различные варианты К. вытекают из различий между философско-гносеологическими позициями. У Карнапа это — следствие эмпирицистской трактовки оснований научного знания и вытекающей из нее версии рациональности научного познания. Для критического рационализма К. — следствие решающей роли, которая отводится творческой активности исследователя, выдвигающего смелые гипотезы и не опасающегося, а приветствующего их опровержения. «Радикальный К.» — выдвижение на первый план семантических правил в процессах продуктивного применения языка.
        При всех различиях у этих вариантов есть нечто общее: признание, что конвенции заключаются теми учеными, которые образуют элитную группу, формируют мнения и принципы деятельности научных сообществ. Именно эти авторитеты формулируют ценности, следование которым полагается целесообразным и потому рациональным. Принятые конвенции, таким образом, выступают как проекты рациональности. Теория научной рациональности помимо прочего должна выяснять, как и почему эти проекты становятся основами стилей мышления научных сообществ. Логическая корректность, практическая применимость и эффективность, фактическая адекватность при этом стоят в одном ряду с факторами социального или социально-психологического плана: наличием или отсутствием конкурирующих проектов, поддерживаемых лидерами научных школ, основателями научных направлений, глубиной и прочностью культурных и мыслительных традиций данного научного сообщества, связями с «культурным контекстом».
        Проблематично отношение К. к истинности научного знания. Пока научные конвенции используются в теориях, не опровергнутых на опыте, они могут рассматриваться как устойчивые (хорошо подтвержденные) гипотезы. Некоторые представители К. делают вывод, что конвенциональные элементы в науке вообще не имеют отношения к истине и ложности, а являются лишь «фикциями», инструментами для успешных предсказаний (инструментализм). Последовательное развитие этой позиции ведет к субъективизму, к отрицанию объективности научного знания, противоречит реалистической интуиции ученых. Другая трудность К. — объяснение того факта, что опровергнутые конвенции-гипотезы зачастую не отбрасываются, а модифицируются и приспосабливаются к изменяющимся условиям эмпирической критики и конкуренции с соперничающими теориями. В ответ на эту трудность Лакатос предложил свой вариант К. — методологию научно-исследовательских программ, в которой научные конвенции имеют прочное основание в виде эмпирически ориентированных правил рационального поведения ученого в исследовательской ситуации: пока эмпирическое содержание теории (научной программы) увеличивается, возможные опровержения не затрагивают ее базисных конвенций; если же приращение эмпирического содержания приостанавливается или слишком замедлено, базисное ядро может быть отвергнуто в пользу иных конвенций.
        В настоящее время К. не является однородным направлением, но его идеи продолжают обсуждаться в различных философско-методологических концепциях, составляя их проблемную часть.
        В.К Пору с

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "конвенционализм" в других словарях:

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — (от лат. conventio соглашение) направление в философии науки, подчеркивающее, что в основе научных теорий лежат явные или неявные соглашения ученых относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т.д. Выбор соглашений диктуется соображениями …   Философская энциклопедия

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — [< лат. conventio соглашение] филос. концепция, согласно которой в основе науки лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции (КОНВЕНЦИЯ) между учеными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — (лат. conventio соглашение) направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее критериями, не… …   Новейший философский словарь

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественно научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными. Основоположник конвенционализма А. Пуанкаре; принципы его выражены в ранних… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — (от лат. соп ventionalis основанный на соглашении) англ. conventionalism; нем. Konventionalismus. Постулат в философии и методологии науки, согласно к рому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции… …   Энциклопедия социологии

  • Конвенционализм — (лат. conventio договор, соглашение) расположенность или приверженность взаимоприемлемым идеям, оценкам, соглашениям. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • конвенционализм — а, м. conventionnalisme m. <лат. conventio. 1. Одно из направлений идеалистической философии математики, рассматривающее аксиомы и определения как условные соглашения (конвенции), выбор которых определяется соображениями удобства; к.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Конвенционализм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • конвенционализм — направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат соглашения (конвенции) между учёными. Основоположник конвенционализма  А. Пуанкаре; принципы его выражены в ранних… …   Энциклопедический словарь

  • КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ — (conventionalism) 1. (Психология) чрезмерная приверженность к социальным соглашениям, иногда рассматриваемая как один из компонентов или одно из проявлений авторитарной личности. 2, (Философия) представление, согласно которому научное знание это… …   Большой толковый социологический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.